Как научить ребенка пересказывать текст.
Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного текста. Это не передача текста наизусть, не механическое заучивание, в нем должны присутствовать элементы творчества.
Для детей, пересказ – это наиболее легкий тип речевой деятельности, так как ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой.
Чем полезен пересказ?
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи и произношения, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать прочитанное, передавать содержание мультфильма. Но пересказывая, они часто путают факты и их последовательность, не всегда удерживают логику событий. Поэтому пересказывать надо ребенка научить.
Пересказ является простым заданием. Требуется внимательно текст прочитать запомнить его и своими словами рассказать. Однако многим ребятам эта работа с трудом дается. Можно назвать наиболее распространенные проблемы, которые с этим связаны.
Прежде всего, это непоследовательность рассказа.
Фактические ошибки (здесь имеется в виду искажение имен персонажей и рассказ о событиях, не упоминающихся в тексте).
Смешение подробного и краткого пересказов (одна из частей текста слишком сжато пересказывается, а другая – слишком детально).
Ошибки в речи (неправильное использование слов, тавтология, нарушение в предложениях связи слов)
Цель пересказов – научить ребенка избегать ошибок, разнообразить и обогатить речь, а также приучить его к точности изложения и к последовательности.
В большинстве случаев, учителя почти не инструктируют школьников пересказом, при этом ограничиваясь лишь формулировкой задания. Например: «Пересказать страницы с двадцатой по двадцать первую». Однако у всех ребят совершенно разные уровни развития речи и опыт выступлений. Также отличаются спецификой память, мышление и восприятие. В результате не каждый ребенок может без помощи подготовить пересказ. Более того, неудачный опыт, который приобретен на уроке при пересказе, может плохую службу сослужить – вызвать отрицательное отношение к таким занятиям и сомнение в своих возможностях.
В младших классах, как правило, предлагаются для пересказа два типа текстов. Первым является рассказ-описание. В подобных текстах очень мало событий, однако огромное количество эмоционально окрашенных словосочетаний и образных выражений. Целью подобного пересказа является расширение и обогащение словарного запаса ребенка. В процессе подготовки пересказа такого текста надо обязательно делать акцент на словах, которые в переносном значении употребляются, сравнительных оборотах и многозначных словах. Для того чтобы полученные знания закрепить, очень полезна такая игра, как «Что похоже на что». Ее самой простой вариацией является сравнение с предметами формы облаков. Сравнительные обороты и образные выражения, которые в тексте пересказа встречались, напоминать можно в повседневной жизни. Например, на золотые монеты похожи осенние листья, слезы напоминают дождь, а солнышко как будто нам всем улыбается.
Другой тип текстов, которые часто для пересказа предлагаются – это описание определенных событий. Как правило, для пересказов даются такие тексты, в которых число диалогов к минимуму сведено. У школьника имеется возможность, прежде всего, потренироваться передавать речь другого человека. Также важно правильно рассказывать о последовательности событий. В таких текстах для расширения запаса слов могут понадобиться слова, которые описывают психологическое состояние людей и зверей. Показать малышу, что полученные навыки пересказа полезны и актуальны, вы можете, предлагая вспомнить ему, к примеру, на кого из персонажей похож внешне какой-либо прохожий, а также предложить самостоятельно составить рассказ о каком-либо запомнившемся событии. Напоминайте малышу, какие меткие и интересные выражения в пересказываемых текстах он встречал. Дайте ему почувствовать, что словарный запас является очень мощным инструментом, который помогает добиться понимания с окружающими.
Использовать пересказ в качестве средства для развития речи может помочь простая памятка.
Текст памятки надо крупно переписать на карточку. Постарайтесь какое-то время ребенку помогать в выполнении каждого пункта памятки.
|